"Any idiot can get an airplane off the ground, but an aviator earns his keep by bringing it back anytime, anywhere, under any circumstances that man and God can dream up. ”
Walter Cunningham,
’The All-American Boys, ’ 1977
Открыта услуга mock interview! Готовы ли Вы к интервью с приемной комиссией?
HR Management
Мне всегда нравилось работать с людьми, поэтому еще в школе я определила для себя эту стезю. Это, действительно, очень интересно понять внутренние ценности человека, его стремления, цели. Понимание людей есть ключ к достижению эффективности их работы. Далее…
Любой человек может заставить самолет взлететь, но только профессиональному летчику под силу посадить воздушное судно в любое время, в любом месте и при любых обстоятельствах известных одному Богу. Сотрудник авиакомпании «Эйр Астана» и второй пилот судна Embraer 190 Вячеслав Аушев стал профессиональным летчиком уже в третьем поколении, упрочив традицию семейной династии служить воздушной отрасли.
Обычно пассажиры не видят пилотов, но доверяют им самое сокровенное — свои жизни. Столь большая ответственность подразумевает серьезную подготовку, будь это кукурузник с сельхозудобрениями или межконтинентальный боинг, полный кожаных дипломатов. Не смотря на то, что авиатранспорт признан самым безопасным средством передвижения, за ободряющими цифрами статистики пилот несет серьезную ответственность за жизни людей, которых можно потерять в мгновение ока. — Именно поэтому специалистов, весь персонал, который задействован в полете, все время обучают и постоянно готовят, — рассказывает Вячеслав. – Мы все время учимся, проводим анализ инцидентов, каких-то случаев.
Взяться за «рога» штурвала начинающему пилоту позволят только после получения специального образования, медицинского освидетельствования, долгих тренингов, многих часов налетов с инструктором и, конечно, многочисленной сертификации. Зарплата пилотов зависит от опыта и авиакомпании, а успешность компании, в свою очередь, от класса персонала, техники и качества инфраструктуры. Будущим пилотам Казахстана будет приятно узнать, что опытные пилоты могут зарабатывать до 10 000 долларов в месяц.
Прежде, чем стать пилотом претенденту необходимо знать о высоких физических и психологических нагрузках, которых вдоволь в этой профессии, а также о высоких требованиях к здоровью и квалификации. Пилотам предстоит всегда учиться, они ежегодно проходят профессиональные тренинги и аттестацию, состояние их здоровья проверяется перед каждым полетом, а риск быть дисквалифицированным висит в воздухе каждый день.
В Эйр Астана, казахстанском государственном перевозчике, подготовку кандидатов начинают после многочисленных проверок. — Пройти проверки кандидатам крайне нелегко, вспоминает начало своей карьеры Вячеслав, — и сегодня требования только ужесточились. Медкомиссия потребует доказательств того, что вы имеете стопроцентное зрение, никаких нарушений опорно-двигательного аппарата и далее по длинному списку. «Компетентные органы», как их назвали на веб-странице компании, подстрахуются и проверят репутацию претендента на наличие судимости или участие в каких-либо полицейских сводках. Далее проверяются физические и психические возможности человека к полетам с помощью программу COMPASS, и наконец, кандидат отправляется учиться в Европу.
Это самый интересный и самый сложный этап, название тренинга AB-INITIO переводится с латинского как «от самого начала». Именно от самых базовых азов начинается учеба в тренинг-центрах одноименной авиационной обучающей программы. Программа займет всего 2 года (из 7 лет обязательной службы, на которые вы подпишитесь в трудовом контракте с компанией), но ее эффективность компенсирует скорость, ведь раньше подготовка летчика занимала 4 года. Кроме этой программы в мире практикуется также модулярная система подготовки, где будущий пилот учится поэтапно и получает необходимые лицензии отдельно одну за другой. В программе AB-INITIO есть хорошая возможность пройти всю необходимую подготовку в комплексе и получить все лицензии разом, а это CPL (commercial pilot license), IR (instrument rating) и multi engine rating. Первая лицензия, собственно, дает право управлять стальными птицами в авиаиндустрии, две последние подтвердят способность пилота работать с приборами, считывать показания датчиков, двигателей и т. д., или как бы сказали ваши будущие коллеги «сводить стрелки». Важность знания всех спецификаций, умения оперировать данными, и выбора на базе анализа правильных решений, а также ориентироваться в технических возможностях и ограничениях многих моделей самолетов, понятно, переоценить невозможно. Вячеслав Аушев так и говорит: «нас в кабине летят трое – капитан, помощник и компьютер». Роль каждого очень важна и очевидна.
- Курсант или пилот, переучившийся на новый тип самолета, для начала проходит теоретическую основу – его технические особенности и с какими системами придется работать. Затем необходимо пройти симуляторную подготовку. Там отрабатываются первичные навыки безопасного полета, и только после этого пилот будет летать некоторое время с инструктором, а затем уже самостоятельно, — рассказывает пилот Аушев. Адекватность физического и психического состояния пилота очень критична, поэтому экипажу положено отдыхать после каждого перелета. Соответствие расписания полетов стандартным нормам нагрузки и отдыха (в часах) экипажа отслеживает автоматизированная система AIMS. Система сама строит расписание полетов, интервалы отдыха между полетами и не допустит, чтобы пилот, только посадивший машину, поднимался в воздух снова. — У экипажа есть таблица, в которой из соображений безопасности строго лимитировано рабочее время, — поясняет Вячеслав. Если экипаж, к примеру, прибыл в пункт назначения и не хватает обратного рабочего времени, то ему дается отдых не менее 12 часов.
В среднем в Эйр Астана пилот за месяц осуществляет, или как говорят в этой индустрии, производит около 5 международных и 7 внутренних рейсов. «Расписание нам становится известно за месяц, что позволяет им хоть как-то организовать свою личную жизнь!» смеется Вячеслав. Но компьютеры не заменяют людей везде, например, при боковом ветре сажать махину необходимо вручную. Это серьезное испытание профессионализма пилота с другой стороны дарит ему непередаваемую возможность испытать знаменитое ощущение, которое так часто любят вспоминать все пилоты – когда прорвавшись сквозь затянувшуюся пелену тумана, вдруг встречаетесь с землей нос-к-носу.
Кроме стальных нервов и крепких рук, вам понадобятся знания картографии, метеорологии и еще многих других дисциплин, которым обучают летчиков. Особенное внимание уделяется психологии, пилот должен уметь гасить конфликты в кабине и в салоне. Профессиональными пилотами становятся только храбрецы, но «храбрые это не те, кто не боится рисковать жизнью, а те, кому нестрашны трудности, ведь учиться и повышать свою квалификацию, знания и навыки придется всю свою жизнь».
В свете физических нагрузок, ложных предупреждений о бомбах, россказней про катастрофы из-за незакрытого люка или «халатно сделанного ремонта» психея пилота всегда находится в постоянном смятении, но еще гарантированно его душу будут возбуждать виды восходящего солнца над облаками, волшебное ощущение полета и гордость за эффектную форму летчика с серебристыми значками, которую кому-попало не выдают.
Айнур Еспенова специально для Агентства Essay.kz ©
Агентство Essay.kz выражает благодарность Анастасии Ивкиной за помощь в подготовке статьи.
1. Princeton University
2. California Institute of Technology
3. University of Pennsylvania
4. Duke University
5. Stanford University
4 декабря 2020